Маркировка воды

В России продолжается постепенное внедрение маркировки упакованной воды. Уже 1 ноября 2022 были введены обновленные правила продажи, ставшие обязательными для всех участников рынка. Переход на полную систему маркировки завершится в 2025 году, поэтому участникам рынка стоит разобраться с маркированной водой, знать и применять вводимые требования.

Что такое маркировка, зачем она нужна и как вводится

На рынке бутилированной воды до недавнего времени присутствовал немалый объем контрафактной продукции, часть которой представляла угрозу жизни и здоровью граждан. Правительством было принято решение убрать контрафакт с полок магазинов путем внедрения маркировки. Наносимые на упаковку коды Data Matrix позволяют отследить продукт от скважины до магазинной полки, что позволит убрать с рынка неблагонадежных производителей.

Нанесение кодов на бутыли стало обязательным не сразу. Эксперимент ввели 01 апреля 2020 и продлился он до 01 июня 2021. Добровольное нанесение кодов оказалось удачным и эффективным, что послужило развитию процесса.

  1. С 1 сентября 2021 г. была открыта регистрация производителей и реализаторов в системе «Честный знак», что позволило торговать маркированным товаром добровольно. Для участников рынка код Data Matrix стал аналогом знака качества, что повысило привлекательность брендов для части потребителей.
  2. С 1 декабря 2021 года к обязательной маркировке привели рынок минеральной воды. И производители, и импортеры стали наносить коды Data Matrix в обязательном порядке и отправлять сведения о товарах в сервисы ЧЗ.
  3. С 1 марта 2022 года любая упакованная вода в бутылях, в том числе минеральная вода, должна иметь маркировку. Сведения о ее производстве, транспортировке, хранении, передаче и реализации отправляются в систему. Оборот фасованной воды без кодов расценивается как незаконный. Этот этап ознаменовал закрытие вопроса, нужно ли маркировать продукцию.
  4. С 1 ноября 2022 года введен объемно-сортировочный учет. Через ЭДО передаются такие сведения, как отгрузка и получение упакованной воды, ее код и тип, количество бутылок. Коды каждого отдельного товара пока не передаются.
  5. В марте 2023 года Честный знак должен начать получать данные о количестве проданной питьевой воды и других водных напитков. Помимо штрих-кода на кассе будут сканироваться коды Data Matrix, отправляемые в систему.
  6. С 01.12.2023 требование работать с маркированными упаковками будет распространено на организации и ИП сферы HoReCa (общепит, гостиничный бизнес и т. д.), а также на школы, детсады, больницы и других «потребителей».
  7. С марта 2025 поэкземплярный учет оборота маркированной питьевой воды станет непреложным требованием ко всем участникам оборота независимо от статуса, вида деятельности и формы собственности.

Введенные 1 ноября 2022 года требования к объемно-сортировочному учету и маркировке поставили некоторых в сложное положение. Несмотря на давнее введение маркированной воды, не все оказались к этому готовы. Поэтому 1 ноября 2022 года ознаменовалось штрафными санкциями.

Последние новости говорят о том, что сроки введения очередной стадии маркировки могут быть сдвинуты. В 2022 г. не состоялась реализация части запланированного поштучного подсчета, что позволяет продавать продукцию по условиям, актуальным на 31 октября. С какого числа будут известны изменения, и нужно ли к ним заранее готовиться? Информации пока нет, поэтому принимать за руководство к действию следует официальный график.

Штрафы за нарушение работы с маркированными товарами

Предприятия-производители упакованной воды, которые проигнорировали введение маркировки и продолжают работать вне «знака», рискуют подвергнуться административному взысканию в сумме 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и 50-300 тыс. руб. для ПБОЮЛ и организаций. Непромаркированная продукция выводится из оборота и конфискуется.

А вот если торговать, хранить и перевозить газированную и обычную упакованную воду в бутылках и иным образом не соблюдать маркировку, ответственность в виде штрафов будет грозить частным лицам (2-4 тыс. руб.), должностным лицам (5-10 тыс. руб.) и организациям (50-300 тыс. руб.). Естественно, контрафакт будет изъят из оборота. Торговля товарами, подлежащими маркировке, в особо крупных размерах (от 1500 тыс. руб.) грозит уголовным преследованием.

Особенности работы с маркированной водой

Чтобы в 2022 г. требования маркировки не привели к штрафам, стоит начать правильно работать с маркированной продукцией. Что делать розничным продавцам? Начать нужно с регистрационных действий в сервисах «Честный знак» с соблюдением требований к УКЭП.

Следующий шаг — добавить подключение к ЭДО. Помимо сервисов от ЧЗ, можно воспользоваться услугами сторонних операторов. Часто это позволяет оптимизировать затраты на роуминг — передачу сведений между разными операторами. В сервисах легко оперировать накладными из входящих, готовить документы к отгрузке, информировать о выводе из оборота и совершать прочие действия.

Для работы с сервисами ЧЗ потребуется соглашение с ОФД. Но по состоянию на конец 2022 года подобные соглашения есть у подавляющего большинства розничных и оптовых игроков рынка. Иногда может требоваться дополнительное соглашение с ОФД для работы с кодами Data Matrix.

Также потребуется закупить оборудование для кодирования и считывания кодов упакованной воды (о нем пойдет речь чуть ниже) и установить программы для обращения с маркировкой.

Готовые решения по маркировке воды от компании «Микос»

Введение маркировки требует от предпринимателей установку специализированных программ, оптимизированных для работы с кодами Data Matrix, ОФД и сервисами ЧЗ. Компания «Микос» не просто поставит в короткие сроки необходимое программное обеспечение, но и окажет иную помощь в интеграции маркировки в бизнес:

  • оформление ключа для входа в Честный знак;
  • регистрация онлайн-кассы;
  • определение перечня необходимого оборудования для маркировки;
  • настройка программы.

Специалисты компании в пределах своей компетенции объяснят, как работать с маркировкой.

Поскольку реализация упакованной воды с 1 числа ноября 2022 требует интеграции ЭДО в бизнес магазинов, «Микос» поможет и с подключением к данным сервисам.

Программы 1С для маркировки

Решения компании базируются на распространенной программной платформе 1С. Поэтому у пользователей уходит меньше времени на обучение и адаптацию к требованиям системы, а маркировка и ее передача в сервисы в таких программах не вызывает затруднений.

Среди интегрируемых решений 1C можно использовать любую из этих: ERP, Комплексная автоматизация 8, Управление торговлей, Управление нашей фирмой, Бухгалтерия предприятия, Розница.

Программы упрощают ведение ЭДО, управление вводом и выводом товаров из оборота, отслеживание маркировки. В них легко делать отчеты, управлять работой персонала, реализовывать товары оптом и в розницу с различными способами оплаты. На любом этапе эксплуатации они поддаются масштабированию и позволяют подключать различное торговое оборудование.

Аппаратура для маркировки

Если предприятие производит и/или продает маркированную воду, ему потребуется:

  • 2D сканер маркировки — обычный считыватель штрих-кодов не подходит;
  • онлайн-касса — если предприятие еще не открылось;
  • принтер-маркировщик для распечатки кодов (импортерам и производителям);
  • терминал — для розницы и опта автоматизировано собираются разные данные;
  • компьютер для установки программы.

Все для работы с маркировкой

Компания «Микос» с 1992 года предлагает качественные программы для автоматизации бухгалтерской и управленческой деятельности. С учетом огромного опыта интеграций, мы окажем комплексную помощь в освоении маркировки на предприятии любого масштаба — от крупного производителя до небольшого магазина.

Закажите бесплатную консультацию по вопросам выбора программы для вашего бизнеса по телефону, в офисе или свяжитесь с нами онлайн.



У Вас остались вопросы? Звоните +7 (351) 225-64-04 или пишите.


Хотите сделать заказ? Оставьте заявку


Мы в социальных сетях! Подписывайтесь!
       
Вконтакте   Youtube   ОК   Телеграм   Дзен
Запись