С Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 о частичной мобилизации и действиях госорганов стали особо заметны проблемы в сфере ведения воинского учета (далее ВУ) в компаниях. Раньше организации относились к своим обязанностям не особо серьезно. Сейчас же положение сильно изменилось, и теперь работодатели, стараясь избежать серьезных проблем, более ответственно подходят к решению данного вопроса.
Вести воинский учет можно в программах «1С:ЗУП» (Зарплата и управление персоналом) и «1С:ЗКГУ» (Зарплата и кадры государственного учреждения). Их функционала вполне достаточно для ведения ВУ.
Основные новшества в воинском учете
С 2023 года процедура ведения воинского учета значительно изменилась. Согласно новым требованиям, каждый работодатель, кроме индивидуальных предпринимателей, должен вести актуальный воинский учет сотрудников. Одно из основных изменений — карточки по воинскому учету по форме №10, которые должны заполняться работодателем. В них содержатся личные данные, информация о принятии на работу и увольнении, а также о воинском учете. Карточку оформляют при поступлении человека на работу, после чего хранят в электронном виде либо на бумаге.
Среди прочих новшеств:
- Вручение повесток. С 2023 года руководитель организации обязан оповещать сотрудников о получении электронных повесток. Если работник отказывается от получения документа, работодатель делает соответствующую запись о том, что сотрудник отказался от повестки.
- Время подачи уведомлений. Если раньше передавать данные о работниках в военный комиссариат нужно было в течение двух недель, то с 2023 года этот срок сократился до пяти дней. При этом изменили и форму подачи.
- Увеличенные штрафы. При несоблюдении компаниями правил ведения воинского учета, на должностные лица, занимающиеся непосредственно ведением ВУ, накладываются штрафы в размере 40-80 тысяч рублей. Юридическим лицам в 2023 году придется заплатить от 350 до 500 тысяч рублей.
Все ли компании должны вести воинский учет
В Методических рекомендациях Генштаба ВС от 2023 года говорится, что отслеживать ведение воинского учета обязаны все организации (кроме ИП), которые занимаются деятельностью на территории Российской Федерации. Однако не в каждой компании есть сотрудники, которые являются военнообязанными. К данной категории относятся:
- призывники — молодые люди от 18 до 27 лет (с 2024 года — от 18 до 30 лет), которые еще не прошли срочную службу в армии;
- запасники — мужчины, уже прошедшие службу и находящиеся в запасе;
- студенты военной кафедры, которые закончили учебу;
- граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины с ВУС (военно-учетной специальностью).
Воинский учет осуществляется до тех пор, пока гражданин числится в запасе. Для женщин этот срок составляет 50 лет, для мужчин — 70 лет.
Учитывая, что со временем в компании может появиться военнообязанный сотрудник, организация должна заранее позаботиться о наличии приказа об организации ВУ и назначении сотрудника, отвечающего за военно-учетную работу (ВУР).
Сроки сдачи отчетности в военный комиссариат
Сроки сдачи отчетов с 2023 года изменились и зависят непосредственно от вида отчетности:
- в течение пяти дней — в этот срок должны подаваться уведомления о приеме/увольнении сотрудников, подлежащих ВУ, об изменении данных, которые касаются работающих граждан, состоящих на воинском учете, а также сведения о тех, кто стоит или не стоит на ВУ;
- до конца календарного года — включают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, учетную карточку организации, сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время, а также отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе;
- каждый год до первого ноября — работодатели должны сдавать составленную в 1С анкету на сотрудника для первоначальной постановки на воинский учет, а также перечень сотрудников, которые должны подлежать первоначальной постановке на ВУ в следующем году.
Также руководитель один раз в год обязан передавать перечень сотрудников организации в военный комиссариат, чтобы сверять сведения о воинском учете.
Ведение воинского учета в программах 1С
Рассмотрим более детально, как вести воинский учет в программах 1С.
Воинский учет в «1С Бухгалтерия ред.3»
Ранее в «1С Бухгалтерия ред.3» ведение полноценного воинского учета не было предусмотрено.
В конфигурации была возможность вводить информацию, касающуюся документа о воинском учете, и данные военного комиссариата, за которым закреплен работник предприятия.
Для заполнения этих данных необходимо открыть справочник «Физические лица» (раздел Зарплата и Кадры – Справочники и настройки – Физические лица).
Затем нужно открыть карточку работника, найти раздел «Документ, удостоверяющий личность», перейдя во вкладку «Главное», и выбрать «Все документы».
Выпадет список всех документов, удостоверяющих личность. Здесь можно создать новый документ, нажав кнопку «Создать».
Далее в поле «Вид документа» выбирается требуемое значение — в данном случае это «Военный билет». Заполняете все поля, включая ФИО сотрудника, номер и серию документа, дату выдачи и то, кем он выдан. По завершении сохраняете данные, выбрав «Записать и закрыть».
После внесенных и принятых изменений в карточке сотрудника будут представлены данные о военном билете.
Обратите внимание: Начиная с релиза 3.0.147 в конфигурацию «1С:Бухгалтерия ред.3» добавлена возможность вести учет сотрудников, подлежащих воинскому учету и находящихся в запасе, и готовить отчеты для военных комиссариатов.
!!!Функционал недоступен, когда учет расчетов по зарплате и кадровый учет ведутся во внешней программе.
Настройки организации для ведения воинского учета
Для возможности ведения воинского учета необходимо включить данный функционал в меню "Главное - Настройки - Функциональность - Сотрудники". Флажок доступен, если оформляются кадровые документы:
В настройках организации (меню "Главное - Настройки - Организация") в ответственных за подготовку отчетов укажите ответственного за ведение воинского учета:
Заполнение первоначальной информации о сотрудниках для воинского учета
В карточке сотрудника (меню "Зарплата и кадры - Кадры - Сотрудники") заполните необходимую информацию:
В должностях укажите категорию воинского учета и при необходимости категорию учета забронированных:
Документы по воинскому учету сотрудников и организационные документы
В меню «Зарплата и кадры» добавлен раздел «Воинский учет», в котором собраны документы и отчеты по воинскому учету и бронированию граждан:
К примеру, чтобы по принятому сотруднику заполнить сведения о приеме для военкомата перейдите в меню "Зарплата и кадры - Воинский учет" и создайте документ "Сведения о приеме, переводе и увольнении для военкомата":
Подберите сотрудника. Подтяните приказ о приеме на работу. Заполните дату и исходящий номер переданных в военкомат сведений о приеме сотрудника.
Эта информация отразится в Карточке гражданина, подлежащего воинскому учету (меню "Зарплата и кадры - Воинский учет - Отчеты по воинскому учету - Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету"):
Воинский учет в «1С:ЗУП 3» / «1С:ЗГУ 3»
Учитывая нововведения в законодательстве в 2023 году, руководителям предприятия и ответственным за ведение воинского учета лицам приходится работать с большим объемом данных. Благодаря расширенным возможностям конфигураций «1С:ЗУП» и «1С:ЗКГУ» процесс этот значительно упрощается. В этих программах вам предоставлены инструменты и возможности для качественного, и что самое главное, правильного ведения ВУ.
Включение раздела «Воинский учет» и настройка программного обеспечения
Чтобы воспользоваться возможностями программ «1С:ЗУП» и «1С:ЗКГУ» в сфере ведения воинского учета, необходимо для начала включить такую функцию. Для этого перейдите во вкладки: «Настройка» — «Кадровый учет». Находите там подраздел «Воинский учет» и ставите галочку напротив «Ведется воинский учет».
В карточке сотрудника («Кадры» -«Сотрудники») появится раздел «Воинский учет».
Вы должны заполнить все ключевые данные: «Отношение к воинской обязанности», «Воинское звание», «Состав (профиль)», «Категория запаса», «Годность к воинской службе», «Отношение к воинскому учету», которые будут использоваться при формировании отчетов по ВУ. Также может потребоваться заполнение дополнительных сведений, в частности, «Прохождение военных сборов», «Контракт на пребывании в резерве», «Допуск контрольных органов» и прочее.
При заполнении данных о военной учетной специальности и военкомате информация берется из военных билетов, которые предоставляются работниками организации.
Ответственное за ведение воинского учета лицо
Ответственным за ведение воинского учета может быть как директор предприятия, так и сотрудник, выбранный руководителем.
Для назначения специалиста, который будет выполнять военно-учетную работу (ВУР), в «1С:ЗУП»/ «1С:ЗГУ» необходимо пройти по пути: «Настройка» — «Организации» — «Учетная политика и другие настройки» — «Ответственные лица». Затем выбрать поле «Ответственный за ВУР» и выбрать того, кто будет вести воинский учет в компании.
Формирование документов для военкомата
Для формирования пакета документации, которую в дальнейшем направляют в военный комиссариат, необходимо пройти по вкладкам: «Настройка» — «Организации» — «Учетная политика и другие настройки» — «Воинский учет». Затем нужно выбрать «Печатные формы».
Здесь есть два основных документа:
- «План работы по осуществлению воинского учета». Основной документ, связанный с ведением ВУ. План содержит все мероприятия по воинскому учету, включая сроки их выполнения. Он представляет собой годовую программу специалиста, занимающегося военно-учетной работой. План согласуется непосредственно с военным комиссариатом.
- «Приказ об организации воинского учета». Издается при создании организации и в последующем оформляется в начале каждого нового календарного года. Также как и план работы, приказ согласуется с местным военкоматом.
Бронирование сотрудников в 1С
Помимо воинского учета, в программах 1С «1С:ЗУП» / «1С:ЗГУ» можно вести учет бронирования граждан на период мобилизации и на военное время.
Чтобы подключить такую возможность, пройдите по пути: «Настройки» — «Кадровый учет» — «Воинский учет».
Ставите галку перед пунктом «Ведется учет бронирования граждан на период мобилизации и на военное время», и, при необходимости, отмечаете, есть ли в вашей организации должности, относящиеся к летно-подъемному составу или к плавсоставу.
После включения этой настройки будут доступны документы учета бронирования. Остается выбрать необходимые должности и дождаться утверждения в военном комиссариате, после чего внести информацию в «Перечень должностей для бронирования» (раздел «Кадры» – «См. также»)
и выбрать нужные данные в карточке работника
Зарегистрировать бронь можно во вкладке «Документы бронирования» («Кадры» — «Воинский учет» — «Документы бронирования»). Выбираете документ «Ходатайство о бронировании», и как только будет выбрано ФИО работника, бланк в автоматическом режиме будет заполнен данными, подтянутыми из карточки сотрудника. Выбираете должность из списка подлежащих бронированию и указываете причину подачи ходатайства.
По окончании вам станут доступны печатные формы документов «Заявление на групповое бронирование» (форма №8) и «Заявление на индивидуальное бронирование» (форма №2). Передаете их в военный комиссариат.
Учетная карточка организации
Отчеты по воинскому учету находятся в разделе «Кадры», во вкладке «Кадровые отчеты» в двух подразделах: «Отчетность для военкоматов» и «Отчетность для бронирования».
К примеру, для заполнения Карточки учета организации (форма №18) пройдите по соответствующей ссылке.
В открывшемся окне указывается период составления отчетности и выбирается организация, затем нажимается кнопка «Сформировать». Форма будет отображена в таблице.
Недостающую информацию необходимо дозаполнить вручную.
Форму можно распечатать по кнопке Печать на двух листах.
Покупка и настройка программ «1С:ЗУП 8.3»/ «1С:ЗГУ 8.3» в компании МИКОС
Вести воинский учет в программах «1С:ЗУП 8.3»/ «1С:ЗГУ 8.3» достаточно удобно. Ее функций вполне достаточно, чтобы автоматизировать процесс отчетности для военкоматов. Компания МИКОС готова помочь в покупке программного обеспечения 1С.
Мы являемся официальным партнером российского разработчика 1С и предлагаем предприятиям и организациям только оригинальные программные продукты по выгодным ценам. Среди преимуществ сотрудничества с нами:
- удобный способ оплаты — оплачивайте покупки так, как удобно вам, без лишней суеты и долгих манипуляций;
- актуальные релизы — покупайте и пользуйтесь только свежими версиями программного обеспечения;
- профессиональная консультация — специалисты МИКОС решат любую проблему, а также проведут качественную настройку приложений.
Мы ежегодно проводим бесплатные вебинары, на которых обучаем руководителей и сотрудников работе в программе 1С. Звоните по контактному телефону или оставьте заявку на сайте. Служба поддержки ответит на любой вопрос. Сопровождение и внедрение от МИКОС — это ваш путь к эффективной автоматизации бизнес-процессов.