Контрафактная бутилированная вода являлась настоящей проблемой российского рынка. По различным оценкам от 30 до 80% представленных на рынке товаров являлись подделкой, зачастую опасной для здоровья потребителя. В 2020 году было принято решение реализовать программу маркирования питьевой воды, и в 2021 году она была введена на рынок. Изначально правительство не планировало вводить маркировку детской воды, ограничившись лишь категорией товаров для общего потребления и минералкой. Но практика ввода маркированной продукции заставила власти пересмотреть это решение.
Зачем ввели маркировку детской воды
Директор профильного департамента Минпромторга Е. Приезжева сообщила корреспонденту «Известий» в августе 2022 года о планах включения детской воды в перечень маркируемых товаров в 2023 году. Мера вынужденная и связана она с действиями недобросовестных производителей, которые злоупотребили оставленной «лазейкой».
Вместо приведения качества продукции к требованиям нормативов и закупки кодов Data Matrix, производители стали наклеивать на свою продукцию этикетки с указанием, что товар предназначен для детского питания. Поскольку такая продукция изначально не была включена в перечень маркируемых товаров, отследить происхождение каждой бутылки стало невозможно.
Итогом злоупотребления производителей стало появление на полках магазинов бутылей емкостью 5 л. с этикеткой, указывающей о принадлежности продукции к меню детей. Однако качество не соответствовало требованиям, что было подтверждено многочисленными контрольными испытаниями в лабораториях.
Такая деятельность не только опасна для потребителей и их детей, но и создает неравную конкуренцию между добросовестными производителями и изготовителями контрафактной продукции. Изготовители контрафакта могут предложить продукт по более низкой цене, что привлекает массового покупателя.
Введение маркировки воды, предназначенной для детей, избавляет рынок от недобросовестной конкуренции и повышает общее качество товаров для потребителя. Купленная в магазине промаркированная водичка не станет причиной заболевания ребенка или его дурного самочувствия.
Также использование кодов для всей добываемой воды улучшит контроль в сфере недропользования, что положительно скажется на экологической обстановке в стране. Незаконная добыча водных ресурсов или их добыча сверх установленных лимитов угрожает экологической безопасности страны и ее населения.
Общие правила маркировки детской воды
Поскольку детская водичка будет включена в перечень маркируемых товаров, на нее будут распространяться те же правила, которые сейчас действуют для водных бутилированных товаров для употребления в пищу в виде напитков. Схема простая:
- производитель детской воды регистрируется в системе «Честный знак», которая является оператором и системой мониторинга кодов, наносимых на упаковку;
- заказываются коды для нанесения на упаковку, в которых содержатся ключевые сведения о товаре;
- производитель через ЭДО формирует УПД со списком кодов и передает его дистрибьютору через ЭДО при поставке партии маркированного товара;
- дистрибьютор при отгрузке партии покупателю формирует список кодов передаваемых товаров и отправляет их через УПД при поставке партии;
- магазин сверяет коды при приемке товара и подтверждает или отклоняет партию;
- при продаже покупателю маркированного товара на кассе сканируется код Data Matrix и отправляется в систему;
- система аннулирует код реализованного товара.
Благодаря доступности системы у каждого потребителя есть возможность проверить происхождение бутылочки перед ее покупкой. Достаточно просто отсканировать штрих-код специальным приложением для смартфона, чтобы выяснить происхождение и тип воды.
В 2022 году поэкземплярный учет не осуществляется как для обычной, так и для используемой в питании детей воды. Действует лишь объемно-сортировочный учет. Однако к моменту, когда требование о нанесении кодов на товары для питания детей начнет действовать, поэкземплярный учет станет обыденностью.
Из всех правил маркировки упакованной воды для розницы и общепита не действует лишь поэкземплярный учет. В 2022 году такие требования должны были начать работать, но решением Правительства этот этап сдвинули на март следующего, 2023 года. Поэтому и магазины, и кафе могут реализовывать упакованные воды в обычном порядке, т. е. без уведомления системы об этом.
Сроки введения маркировки
Изначально все разновидности несладких безвкусных напитков и минералка были включены в перечень маркированных товаров в виде эксперимента в 2020 году, который продлился до сентября 2021 года. Этапы введения изменений следующие:
- В начале сентября 2021 года стала доступной регистрация в системе «Честный знак» и для производителей, и для импортеров маркируемых товаров. Одновременно с этим появилась возможность заказывать коды Data Matrix и наносить их на упаковку продукции.
- В декабре того же года минералка должна была маркироваться в обязательном порядке, обычная вода еще не попадала в перечень товаров с обязательным маркированием.
- С марта 2022 года любая бутилированная и иным образом упакованная вода для питья, за исключением предназначенной для детей, подлежит маркированию с уведомлением системы о ее производстве и направлении оптовикам. Оборот немаркированной продукции расценивается незаконным.
- 1 ноября 2022 года все участники рынка стали обязанными вести объемно-сортировочный учет маркированных товаров этой категории. В систему направляются сведения об отгрузке и получении партий товара, его типе и коде, количестве единиц в партии без указания конкретного перечня кодов розницей.
- В марте 2023 года начинается нанесение кодов на товары, предназначенные для детского питания. С этого момента участники рынка не смогут торговать товаром без кода Data Matrix. В то же время вводится поэкземплярный учет воды. Сведения о каждой проданной бутылочке направляются в систему.
- С 1 декабря 2023 предприятия HoReCa будут обязаны отчитываться перед системой за реализуемую и используемую для собственных нужд бутилированную водную продукцию.
- В марте 2025 стартует последний этап перехода к обороту маркированных товаров. С этого момента все участники рынка отчитываются перед системой о каждой введённой и выведенной из оборота бутылочке с передачей сведений о движении маркированного товара от производителя к потребителю.
Пока у предпринимателей еще есть достаточно времени, чтобы подготовить предприятие для торговли маркируемой продукцией. Без предварительной подготовки будет сложно вести бизнес на законных основаниях и заниматься реализацией маркированных товаров.
Как подготовиться к торговле водой для детского питания
Подготовиться к реализации воды необходимо до марта 2023 года. Начиная с этого времени, торговля такими маркированными товарами без соответствующих кодов будет являться незаконной. Большинству компаний опта и розницы не потребуется предпринимать каких-то особенных шагов, так как процесс уже опробован на обычной воде. В целом шаги следующие:
- оформление УКЭП — компании, желающие работать с маркированными товарами, обязаны пройти регистрацию в системе «Честный знак»;
- зарегистрироваться в системе — без регистрации невозможно будет оперировать маркированными товарами, поскольку они не будут списываться с поставщика;
- подключиться к сервисам ЭДО — без этих сервисов не получится передавать в систему сведения о движении маркированных товаров;
- заключить соглашение с оператором фискальных данных, работающих с системой;
- купить, установить и настроить программу, которая автоматизировано будет работать с кодами;
- закупить, установить и подключить аппаратуру — потребуется 2D сканер для обработки кодов Data Matrix и онлайн-касса. Производителям потребуется также оборудование для этикетирования продукции (нанесения кодов).
Большинство предприятий оптово-розничной торговли, работающих в продовольственной сфере, уже сегодня имеют и УКЭП, и соглашение с оператором ЭДО, и с оператором ОФД, поскольку аналогичные по характеру требования уже действуют на многие группы товаров. Исключение составляют предприятия HoReCa, которые пока не обязаны отчитываться перед системой.
Отказываться от подготовки нельзя — за нарушение законодательства в сфере оборота маркированной продукции предусмотрена ответственность.
Ответственность за нарушения маркировки
Поскольку вода для осуществления питания детей станет относиться к маркированным товарам, за несоблюдение требований законодательства в сфере производства и оборота маркированной продукции предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.
Так, если заняться выпуском продукции без нанесения кодов, накладываются штрафы от 5 до 10 тысяч рублей для работников предприятий, которые нарушают закон. На организацию (или ИП) накладывается более внушительное взыскание в сумме от 50 до 300 тысяч рублей.
Если хранить, перевозить, сбывать и иным образом нарушать закон в сфере оборота маркированной продукции, штрафы будут составлять 2-4 тысячи рублей для граждан, 5-10 тысяч рублей для должностных лиц и 50-300 тысяч рублей для предприятий и ИП.
В случае причинения крупного ущерба или сбыт в крупном размере (1,5 млн. руб. и более), возникает уголовная ответственность. Ст. 171.1 УК РФ предусматривает и крупные штрафы, и даже лишение свободы.
Решения для маркировки от «Микос»
Компания на протяжении 30 лет предлагает бизнесу удобные и комплексные программы автоматизации бухучета и управления фирмой. Мы предлагаем готовые решения на платформе 1С для работы с маркированными товарами, включая воду. Специалисты компании установят, настроят и помогут освоить программы, а также выбрать необходимую аппаратуру и получить УКЭП для доступа в систему ЧЗ.
Свяжитесь с менеджером по телефону или онлайн для решения вопросов, связанных с выбором и настройкой программ.