С 5 августа 2023 года работодатели должны не только отправлять уведомления в военкомат о вновь принятых и уволенных работниках, которые подлежат воинскому учёту, в новые сроки — в течение 5 календарных дней, но и направлять такие уведомления по новой форме (Постановление Правительства от 25.07.2023 № 1211).
Для того чтобы сформировать этот отчет в новой форме, в программе должен быть включен «Воинский учет». Для ведения воинского учета нужно в настройке кадрового учета (раздел «Настройка» — «Кадровый учет») установить флажок «Ведется воинский учет».
После установке флажка в кадровых отчетах появятся отчеты для военкоматов. Нужный нам отчет «Извещение о приеме или увольнении» находится в разделе «Кадры» — «Кадровые отчеты».
Отчет «Извещение о приеме или увольнении» содержит информацию для военкоматов о приемах или увольнениях сотрудников, подлежащих воинскому учету за заданный период. Сведения можно сформировать по нужному для Вас отбору: по сотруднику, подразделению или организации в целом.
В новой форме отчета укажите период, за который необходимо сформировать сведения, и нажмите «Закрыть и сформировать» или «Сформировать». Извещения заполняются по тем сотрудникам, у которых в личной карточке заполнено поле «Отношение к воинской обязанности» — «Военнообязанный (в запасе)» или «Призывник».
Документы для сотрудников, у которых в форме «Воинский учет» в поле «Отношение к воинскому учету» указано «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья» в отчет не попадают.
Ответственность за неподачу в военный комиссариат сведений о приеме/увольнении сотрудника
В соответствии с законодательством Российской Федерации, работодатель обязан подавать уведомления о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников в соответствующий военкомат. Это является непосредственной обязанностью работодателя и позволяет в случае необходимости привлекать требуемые ресурсы для обеспечения мобилизационной готовности страны. Невыполнение этого требования приводит к наложению различных штрафов. И если до октября 2023 года их размер составлял от одной до пяти тысяч рублей, то сейчас взыскиваются куда более крупные суммы.
С первого октября 2023 года глава организации, который не предоставил вовремя военкомату актуальные сведения о своих сотрудниках для ведения воинского учета, включая данные о найме и увольнении с работы, заплатит уже от сорока до пятидесяти тысяч рублей. Объем взысканий, как видно, увеличился в разы.
Сроки и порядок подачи уведомления
Кроме размера штрафов, изменились также сроки и порядок подачи сведений в военный комиссариат. До августа 2023 года документация со сведениями для военкоматов подавалась в течение двух недель с момента приема сотрудника на работу.
Теперь этот срок составляет до пяти дней, то есть работодатель, если принял или уволил сотрудника, в течение этих дней должен подать в военкомат отчет в новой форме. Одновременно он уведомляет военкомат о найденных в документации воинского учета нарушениях, включая подделки и неисполнение военнообязанным гражданином своих обязанностей. Для этого проверяются:
- достоверность записей в военном билете;
- наличие мобилизационных предписаний и отметок о постановке на воинский учет;
- жетон с личным номером Вооруженных сил Российской Федерации.
Стоит напомнить, что подача уведомления в военкомат распространяется не на всех работников, а только на тех, кто подлежит воинскому учету. Изменения, кстати, коснулись и содержания документа. Так, с 2023 года в новой форме отсутствуют сведения о коде ВУС (военно-учетная специальность). При оформлении отчета для последующей его отправки в военкомат вместо этого указываются паспортные данные работника, его СНИЛС и полная дата рождения.
В том случае, если сотрудник не числится на воинском учете, но должен, глава организации направляет работника в военкомат для постановки на учет, после чего уведомляет военный комиссариат в течение трех суток и фиксирует статус сотрудника в приложении «1С:Зарплата и Управление Персоналом». При соблюдении все установленных с 2023 года требований работодатель не несет ответственности.