Госучреждения, подобно коммерческим организациям, ведут бухгалтерский учет и направляют годовую отчетность в государственные органы. Правда, для казенных организаций процедура эта имеет некоторые отличия. В сегодняшней статье поговорим о правильном ведении бюджетной отчетности, расскажем о формах бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и основных принципах ведения годового отчета.
Общие принципы ведения бухучета
Бухучет в госорганизациях ведут сразу после того, как они будут зарегистрированы. Учреждения сами формируют учетную политику, опираясь на специфику отрасли. Хозяйственные операции фиксируются в первичных документах и переносятся в регистры учета. Также для госучреждений обязательно ведение внутреннего контроля и соблюдение его регулярности. Бухучет ведут только в рублях.
Виды госорганизаций и нюансы ведения учета в каждой из них
Есть три основных разновидности государственных организаций:
- бюджетные;
- автономные;
- казенные.
Каждая из этих организаций имеет свои особенности, оказывающие определенное влияние на порядок оформления и подачи годового отчета.
Бюджетные и автономные
Бюджетное учреждение — это организация, которая финансируется из бюджета соответствующего уровня и получает средства на свое содержание и развитие. Автономное учреждение также получает субсидии от государства, но при этом обладает большей свободой в управлении своими ресурсами и может самостоятельно определять направления расходования средств, а также, например, брать заемные средства или открывать счета в кредитных организациях.
Бюджетные и автономные учреждения выполняют функции в образовательной, медицинской и научной областях. При этом оба вида организаций сдают отчеты в соответствии с одним документом — Инструкцией, которая одобрена приказом Министерства финансов России от 25.03.2011 № 33н. В ней указано, как правильно составлять и направлять годовую и квартальную финансовую отчетность госучреждений.
Срок оформления и подачи бюджетного отчета регламентирован и осуществляется:
- каждый месяц — первого числа месяца, идущего за отчетным;
- каждый квартал — в первых числах апреля, июля и октября текущего года;
- ежегодно — первого января года, идущего за отчетным.
Для стабильного финансирования бюджетной организации важно правильно организовать бухучет, обеспечивать его прозрачность, своевременно отчитываться о доходах и расходах. Все операции должны быть учтены и подтверждены соответствующими документами.
Бюджетные и автономные учреждения обязаны сдавать следующие формы бухгалтерской отчетности бюджетных организаций:
- баланс (ОКУД 0503730);
- свидетельство по консолидируемым расчетам (ОКУД 0503725);
- документацию по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ОКУД 0503710);
- отчетность об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ОКУД 0503737);
- отчет об обязательствах (ОКУД 0503738);
- отчет об обязательствах в рамках национальных проектов (ОКУД 0503738-НП);
- отчетность о финансовых результатах деятельности (ОКУД 0503721);
- отчетность о движении финансов (ОКУД 0503723);
- пояснительную записку к Балансу (ОКУД 0503760).
При необходимости они сдают и дополнительные отчеты, если таковые установлены учредителем или финансовым органом. Кроме прочего, госучреждения направляют составленную финансовую отчетность в ФНС по месту регистрации. Сдают следующие формы:
- баланс госучреждения;
- отчет о выполнении плана финансово-хозяйственной работы организации;
- отчет о прибылях и убытках;
- данные о дебиторской и кредитной задолженности;
- информацию об остатках на банковских счетах.
В 2023 году были введены некоторые новшества в формы финансовой отчетности. Так, в пояснительные записки внесены новые таблицы, а отчеты об исполнении учреждением плана ФХД, о движении финансов (ф. 0503723), а также информация о передвижении остатков валюты баланса заполняются по обновленным правилам.
Дополнительно госкомпании должны отчитываться и по налогу на недвижимость. Налоговую декларацию составляют и направляют до тридцать первого марта каждого года. Кроме того, они должны представлять расчеты по платежам на страхование и 6-НДФЛ. В зависимости от специфики деятельности, госорганизации также представляют отчет по налогу на прибыль.
Казенные госорганизации
Казенные госучреждения — это структуры, финансируемые из государственного бюджета и обладающие ограниченными правами на распоряжение имуществом и средствами. Они создаются для выполнения определенных задач и функций, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд. К казенным учреждениям относятся, например, военные части, архивы и прочие специализированные организации. При этом они могут заниматься деятельностью, способной приносить доход, но все заработанные средства обязательно перечисляются в бюджет.
Формы бюджетной отчётности казенных организаций:
- баланс;
- документ о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;
- отчетность о показателях финансовой работы;
- свидетельство по консолидируемым расчетам;
- данные о передвижении нефинансовых активов;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности;
- информация об изменении показателей вступительного баланса;
- данные о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств;
- сведения об исполнении бюджета;
- пояснительная записка к Балансу.
Отчетность сдается каждый месяц, каждый квартал, а также составляется годовой отчет.
Как правило, госорганизации ведут бухучет с помощью программного обеспечения 1С. Компания «Микос» готова предложить помощь бухгалтерам при работе с 1С. Специалисты объяснят нюансы заполнения форм бюджетной отчетности бюджетных и казенных учреждений в приложении, а также проконсультируют по любым другим вопросам, относящимся к работе с программным обеспечением.