Продавцы часто продают позиции, которые были собраны из нескольких товаров. Бывает и такое, что одна позиция разделяется на несколько компонентов, которые продаются как отдельные товары. Для таких случаев в 1С: Бухгалтерия 8 необходимо проводить комплектацию и разукомплектацию товаров документом Комплектация номенклатуры.
Комплектация товаров происходит без изменения физических, технологических или иных характеристик комплектующих.
Товары, из которых формируется такой комплект, принимаются от поставщика и приходуются в обычном порядке как отдельные позиции на счете 41 «Товары». В дальнейшем они могут отгружаться:
- как новый товар с присвоением отдельного номенклатурного номера, для которого следует предусмотреть соответствующую аналитику к счету 41 «Товары». При этом в документе реализации выбирается комплект, собранный документом Комплектация номенклатуры
- как самостоятельные товары, реализуемые одному покупателю. Дополнительной аналитики для их учета не требуется, поскольку в данном случае комплектации нет, а в документе реализации комплект набирается отдельными товарами
Разукомплектация – это процедура, согласно которой один большой товар подразделяется на меньшие позиции.
Для использования комплектов при продаже товаров в программе должен быть установлен флажок Комплектация номенклатуры (Главное - Функциональность – вкладка Запасы).
Рассмотрим пример как собрать в программе товар «Компьютер в сборе», собранный из монитора, системного блок, клавиатуры и мышки.
На складе у нас числятся отдельно товары (системный блок, монитор, клавиатура и мышь).
Для отражения операция по комплектации данных товаров в единый комплект воспользуемся документом Комплектация номенклатуры (Склад – Комплектация номенклатуры)
В созданном документе переключателем определяем вид операции: Комплектация.
В поле Комплект необходимо указать тот комплект, который мы собираем - Компьютер в сборе.
В таблице перечисляем состав комплекта, количество и счета учета. Ее можно заполнить автоматически, если указать спецификацию комплекта.
При проведении документа программа списывает комплектующие и принимает готовый комплект на склад. При этом комплектующие списываются по их себестоимости, а комплект принимается по сумме себестоимостей всех этих комплектующих.
Если необходимо совершить обратную операцию, то есть разобрать комплект на несколько позиций нужно воспользоваться документом Комплектация номенклатуры с видом операции Разукомлектация.
В созданном документе переключателем определяем вид операции: Разукомплектация.
В поле Комплект необходимо указать тот комплект, который мы разбираем - Компьютер в сборе.
В таблице перечисляем состав комплекта, количество и счета учета. Для каждой строки необходимо ввести долю стоимости, чтобы программа смогла распределить стоимость комплекта между входящими в него комплектующими.
При проведении документа программа списывает комплект и принимает на склад комплектующие. Она списывает комплект по его себестоимости, а себестоимость каждой комплектующей рассчитывает, как долю от себестоимости комплекта.
Для каждой строки таблицы документ делает проводку по дебету счета учета комплектующей и кредиту счета учета комплекта.